Поездку планировал сильно заранее, была некая вероятность, что соберется хотя бы человек пять, однако решились всего двое - я и мой друг Вадим. Билеты купили за месяц - в Москву на поезде 16 марта в ночь, из Москвы самолетом 17 марта (S7 3800 р.), обратно прямо в Питер 25 марта (КМВАвиа, рейс раз в неделю, 3800 р.). Двухместный номер в "Итколе" бронировали сами, по телефону недели за две, там просили перезвонить подтвердить за 3 дня до приезда. В общем, доехали-долетели без приключений, а при посадке "показали" вершины Эльбруса над облаками. Кормили только весьма посредственно, как и на всех бюджетных рейсах=) В аэрпопорту Минвод выбор трансферов был огромен, доехали до Терскола за 500 р. с человека, вписавшись в Газель к москвичам. Правда, москвичи постоянно подливали и по приезду вылезти из Газели было сложно, но это второй вопрос=) Поселившись (8500 р. за 7 дней с каждого, включая ски-пасс и автобус до горы), но оставшись без ужина мы сильно расстроились и уснули=)
С утра я встал в 6:30 в предвкушении, помылся-оделся, распаковал лыжи, и, как дурак, полтора часа ждал завтрака=) На самом деле наш номер находился на солнечной стороне, и уже в 6 утра в номере было светло и жарко. Кормят, кстати в "Итколе" завтраками и ужинами, при чем весьма недурно. А на ужин иногда даже наливают - либо полстакана вина, либо бутылку пива. В этом году у "Иткола" появился новый автобус, поэтому к в 8:30 мы уже были в Азау и благополучно уперлись в хвост очереди на маятник где-то на середине лестницы, стоять пришлось не более получаса. На Кругозоре очередь начиналась уже от пластиковых дверей и постоять пришлось чуть меньше часа. Должен заметить, что в этом году в Баксанском ущелье, на Чегете и Эльбрусе заработал, наконец, МТС, поэтому стояние в очереди скрашивало общение по асе с друзьями в Питере.
Кстати, новая канатка ("гондолка") до Кругозора не работала (что-то сломалось).
Да собственно и радости от нее немного, т. к. один подъем на ней - 200 р.,
после чего упираешься в очередь на Кругозоре. Говорят, французы, строившие
ее, должны построить вторую очередь, закрыть трещины на леднике пластиком,
и тогда будет нам всем счастье=) Убегая вперед, скажу, что гондолка
заработала только через 3 дня, но на ней практически никто не поднимался - дорого,
и пока бессмысленно. Хотели подняться на ней ради новых ощущений, но так
и не воплотили это желание в жизнь. Довольные, что "так быстро" добрались до Мира мы рещили сразу же лезть на Приют-11, потому как креселка все равно не работала из-за сильного ветра, а спускаться прямо в уже набравшуюся очередь особого желания не было. Ратрак до Приюта - 450 р. Ехать минут 25. Пока ехали, обратил внимание, что снега намного меньше, чем в прошлом году, но кататься это нисколько не мешало, потому как все равно его было более, чем достаточно=) Наверху вместо дымки и просматривающихся через нее вершин Эльбруса был туман и жуткий ветер. И меня еще прихватило - одышка, потеря координации и все такое - нефиг было сразу лезть на 4200. Поэтому, кое-как спустившись до Кругозора я засел там в кафешку и пытался привести себя в порядок яичницей и чаем с облепихой. Мой компаньон ощущал себя гораздо лучше и рвался вверх, в отличие от моей пассивности=) Отсидевшись часик удалось еще два раза спуститься с Мира до Кругозора (креселку в тот день так и не включили) и решили ехать вниз, чтоб успеть что-нибудь съесть до гостиничного автобуса. Приехали мы в гостиницу около 17:00, до ужина было еще 2 часа, так что решили сходить на Поляну Нарзанов, 2 километра вниз по ущелью от гостиницы. Найдя "самый вкусный" источник, набрали бутылку, напились и пошли обратно. По дороге стало темнеть, подул ветер, пошел снежок, а шапку я не взял и к приходу в номер гостиницы я был уже в таком состоянии, что оставалось только завернуться в белую простыню и медленно умирать - все горело, болело, ломило и т. п. С трудом спустился поужинать и завалился спать. В 23:00 мы накануне договорились о бане, так что в 22:30 пришлось встать, затариться пивом и ползти в баню. Видимо, именно она меня и спасла от резкой смены климаты и высоты, так что на утро я чувствовал себя заново родившимся.
Солнца с утра не показали, но зато за ночь все хорошо присыпали снежком. Ехать решили в Азау. Креселку в этот день также так и не пустили, да и ратраки на Приют вроде не ездили, потому как там вообще ничего не было видно. Пришлось кататься в основном между Миром и Кругозором, но там был такой офигенный выпавший за ночь пухляк, что даже очереди меня особо не напрягали, напрягала лишь появлявшаяся на Мире одышка и небольшая слабость. Ну, что поделать, пришлось не обращать внимание=) Вечером перед ужином еще раз сходили за нарзаном, после ужина покатали шары (200 р в час) в кафешке в гостинице, запивая все это Прасковейским коньяком (мне он, кстати, жутко не нравится, но там больше ничего нет, да и его все расхваливают) и кофе по-турецки.
С самого утра на небе не было ни облачка. Мы, наконец, решились
отправиться на Чегет=) Постояли минут 15 внизу и столько же наверху.
Добрались до верхнего бугеля, правда он в абонемент не входит и стоит
20 р. с носа за подъем. Короче, укатались по полной программе, в
основном, как малоопытные, на ближних и средних югах, да я еще
проехался по доллару. В середине дня очереди внизу не было вообще, у
кафе Ай была, но минут на 10-15, не больше.
На следующий день решили не кататься а поехать на экскурсию на целый
день, внизу висело объявление о возможности таковой - Чегемские
водопады, горячие источники, лестница Тамерлана и пр. Объявления внизу
не обнаружили и уже даже договорились с одним из водителей, чтобы он
нас просто свозил на горячие источники и Чегемские водопады. Но тут
пришла идея съездить в Чегет посмотреть "Ночь в Музее" (у подъемников
висела афиша), а первой попавшейся машиной оказалась зеленая Нива того
самого водителя, чье объявление об экскурсии висело внизу и было
сорвано злобными конкурентами=) В общем, Шарапи (так зовут водителя Нивы) заинтриговал нас фотографиями и рассказами о своей экускурсии и мы договорились на завтра на 7 утра. Кино, кстати, нам понравилось. Показывали его, правда, с помощью компьютерного проектора, который на огромный киноэкран плохо фокусировал. Но кино оказалось настолько интересным, что на этот недостаток быстро перестали обращать внимание.
Без завтрака в 7 утра двинули в путь. Сначала в Верхнем Баксане
увидели при свете дня знаменитый автомобильный подъемник в ущелье
Адыр-Су (в прошлом году я видел его ночью), затем в селе Былым
свернули с основной трассы и оказались на средненькой грунтовке. По
этой самой грунтовке через горы мы почти 3 с половиной часа с
продолжительными остановкми ехали в соседнее Чегемское ущелье, по
дороге осмотрев местные достопримечательности - cкалу "Кольцо", место
съемок фильма "Земля Санникова", захоронения чуть ли не
пятитысячелетней давности (О, ужас! Там в разрытых могильниках до сих
пор лежат кости, черепа и прочие части скелета.), а также издалека
Балкарские пятитысячники - Коштантау, Дыхтау и Джангитау. Далее по Чегемскому ущелью вверх доехали до села Эл-Тюбю, где находятся такие достопримечательности, как башня князей Балкаруковых, грот Кала-Тюбю, Греческая лестница (которую Шарапи называл лестницей Тамерлана, рассказав об этом соответствующую легенду), древний некрополь. Легенды, байки и пр. он вообще рассказываал без остановки, так что скучно не было ни в машине, ни по дороге от машины к достопримечательностям. После попытки взобраться по греческой лестнице поехали обратно, вниз по Чегемскому ущелью к теснине и водопадам. Честно говоря, такой грейдер, местами сужающийся до 4-ех метров и заваленный камнями, с шумящей где-то внизу рекой Чегем, я видел первый раз. Иногда было страшновато=) Чегемские водопады тоже произвели впечатление, так как вытекают они из отверстий в скале. А хозяин местной кафешки умудрился кинуть сверху шланг, тем самым обеспечив себя водой без всяких насосов=) В этой кафешке мы, наконец поели (было уже около 15:00, а мы еще не завтракали) - шашлыка (кстати, всего 80 р. шампур) с салатиком, и хичинов, запив все это вкуснейшим домашним вином. Затем отправились через Нальчик в Черекское ущелье на карстовые Голубые озера, а затем искупались в горячих истониках в Аушигере. На обратном пути поехали сраз на Чегетскую поляну поесть и в гостинице были уже около 23:00. Заодно договорились о следующей небольшой экскурсии в Баксанскую Нейтринную Обсерваторию, мне, как астрофизику по образованию, это было достаточно интересно.
Итого за день проехали по кругу около 400 км, а экускурсия обошлась
нам в 3000 р. на двоих, но она того стоила.
Опять собрались на Эльбрус - на небе ни облачка, ветра нет, значит
должна работать креселка. До Мира добрались меньше, чем за полтора
часа, большая очередь собраться не успела. Несколько раз прокатившись
между Бочками и Миром, отправились на Приют (ратрак с Бочек (Гарабаши)
- 300 р.), где устроили "фотосессию", благо погода позволяла.
Затем съехали до Старого Кругозора пообедать. После обеда тоже неплохо покатались,
даже не успели на гостиничный автобус и поехали на такси
(кстати, 150 р. за машину от Иткола или Чегета в Азау, 100 р.
от Иткола до Чегета). Вечером в очередной раз сходили в баню.
Чегет. За 4 солнечных днях юга сильно подтаяли и в ряде случаев
прыгать по траве и камням, чтобы перейти с одного еше не растаявшего
склона на другой. Зато северам было хоть бы хны. Собственно, там и
покатались в основном до 14:00, когда внизу нас ждал Шарапи, чтобы
отвезти на вторую экскурсию - в недра горы Андырчи, в Баксанскую
Нейтринную обсерваторию. Ехать в поселок Нейтрино недалеко, всего
минут 20. К лабораториям БНО ведут два четырехкилометровых тоннеля, вырубленных в горе метростроевцами. Один тоннель - пешеходно-автомобильный, а по второму ездят вагончики по рельсам. На 4-ех километрах в глубине находится лаборатория ГГНТ - Германиево-Галлиевого Нейтринного Телескопа (росийско-американский проект SAGE) и туда не пускают, потому как там нужна соответствующая форма допуска (там находится практически весь госзапас галлия - 60 тонн). А мы побывали в 500 метрах от начала тоннеля - в четырехэтажной(!) лаборатории БПСТ - Баксанского Подземного Сцинтилляционного Телескопа, наблюдающего за атмосферными нейтрино, в отличие от ГГНТ, который наблюдает за солнечными. В общем, весьма интересно. Ну, а к вечеру пришел туман, и пошел так нужный на Чегете снег.
Последний день. С утра на такси уехали в Азау, с удивлением не обнаружили очереди, покатались между Миром и Кругозором (креселка не работала из-за пасмурной и ветреной погоды), съезали в Азау и в 12:00 переехали на Чегет. Неприятные места на югах Чегета за ночь засыпало снегом, так что можно было кататься практически без опаски и безе переходов по траве и камням. А вот на севера ехать не рискнули, потому как туман, ну и после снегопада, даже небольшого - страшновато нарваться на лавину=) Вечером потихоньку собрались, выпили пару бутылочек сухого Прасковейского винца и завалились спать потому как 25 марта в четыре часа по уже летнему времени надо было вставать, хватать вещи, садиться в уже привычную зеленую Ниву к Шарапи и ехать в аэропорт Минводы на рейс в 10.10. Выехали заранее не зря, так как в ущелье был жуткий туман, с видимостью не более 40-50-и метров и гололед. За трансфер до Минвод, с учетом долга за поездку в БНО отдали по 1000 р. с каждого. Ну а дальше - Минводы, 154-ый, Пулково и дома... И, наверное, еще год ожидания следующей поездки к Эльбрусу... А напоследок, в качестве рекламы - телефон Шарапи для желающих не только покататься по Эльбрусу и Чегету, но и посмотреть на окрестности: +7 928 9786087. Летом у него есть многодневные маршруты с поездками по Черекскому, Чегемскому и Безенгийскому ущельям, где в планах будут осмотр достопримечательностей, поедание шашлыков из баранов и горных туров, ночевки у нарзанных источников и прочие радости жизни=) Около сотни фотографий разрешением 800x600 - здесь. Панорама Эльбруса и Главного Кавказского хребта с плато у Приюта Одиннадцати - здесь.
|